Вернуться к содержанию

3. Пути решения проблемы труда, капитала, занятости и правильного распределения. Роль и место России

      Финансы в значительной степени были хроникой ужасного человеческого эгоизма, но я стремлюсь иметь дело с деньгами так, как Иерархия рассматривает проблему, и рассматривать их как форму энергии, проституируемую в настоящее время для материальных целей и эгоистических стремлений и амбиций.
      Деньги были повёрнуты к чисто материальным целям, даже если и с филантропическим намерениями. Наиболее духовное использование денег, существующее сейчас в мире, состоит в применении их для целей образования. Когда они будут направлены прочь от конструирования формальной стороны и осуществления чисто материального хорошего существования человечества, и будут повёрнуты от существующих каналов в истинно духовные основания, будет сделано большое благо и будет сделан шаг вперёд. Это время ещё не пришло, но духовность денег и их привлечение для работы Великих, Учеников Христа, является частью наиболее необходимого мирового служения; но это должно продвигаться вперёд с духовной проницательностью, правильной техникой и истинным пониманием. Чистота мотива и бескорыстность являются гарантией.

Январь 1938 года, “Экстернализация Иерархии”, с. 60–61


      Для того, чтобы создать столь благоприятные условия, должно быть предпринято одно главное урегулирование, одно фундаментальное изменение. Иначе никакой надежды не будет на мир на земле. Отношения между капиталом и трудом, а также между обеими группами и человечеством в целом должны быть разрешены. С этой проблемой мы все хорошо знакомы; именно она вызывает сильные предубеждения и разделения на партии, и шум всего, что по её поводу говорится, и накал борьбы могут послужить полезной цели и заставить подходить к предмету под более универсальным углом, различая возникающие духовные ценности.
      Прежде всего необходимо признать, что причиной мирового беспокойства, мировых войн, сокрушавших человечество, и широко разлитой нищеты на планете в значительной степени можно считать эгоистическую группу с её материалистическими ценностями, которая веками эксплуатировала массы, пользуясь трудом рода человеческого в своих эгоистических расчётах. От феодальных баронов средневековой Европы и Великобритании до могущественных групп бизнесменов викторианской эры и горстки капиталистов — национальных и международных, — которые сегодня контролируют мировые ресурсы, капиталистическая система набирала обороты и губила мир. Группа капиталистов захватила и эксплуатировала мировые ресурсы и основные продукты, необходимые для цивилизованной жизни; она смогла это сделать, потому что владеет богатствами мира, контролируя их через директорский корпус и удерживая в своих руках. Она сделала возможными колоссальные различия между очень богатыми и очень бедными; она любит деньги и власть, которую деньги дают; она стоит за правительствами и политиками; она контролирует избирателей; она сделала возможными узко националистические расчёты эгоистической политики; она финансирует мировой бизнес, контролирует нефть, уголь, энергию, свет и транспорт; она открыто или тайно контролирует банковские счета в мире.
      Ответственность за нынешнюю широко разлитую нищету в любой стране мира лежит преимущественно на определённых взаимосвязанных группах бизнесменов, банкиров, управляющих международных картелей, монополий, трестов, организаций и директорах огромных корпораций, которые работают ради корпоративной или личной выгоды. Они не заинтересованы в благе общества, разве лишь постольку, поскольку общественное требование лучших условий жизни позволяет им — по Закону Спроса и Предложения — предоставлять товары, транспорт, свет и энергию, которые со временем приносят солидные финансовые барыши. Эксплуатация рабочей силы, манипуляции с главными планетарными ресурсами и поощрение войн для личной или коммерческой выгоды — вот их методы.
      Таких людей и такие организации — ответственные за капиталистическую систему — можно обнаружить во всех нациях. Они образуют международную группу, тесно взаимосвязанную, объединённую общими идеями и намерениями; они знают и понимают друг друга...
      ...Они представляют самую крупную опасность для рода человеческого в наше время; они контролируют политику; подкупают видных деятелей каждой нации; добиваются молчания с помощью угроз, денег и страха; копят богатства и покупают себе незаслуженную популярность благодаря проведению филантропических мероприятий; семьи их живут легко и беззаботно, редко сознавая смысл того, что Бог повелел работать; они окружают себя красотой и роскошью, закрывая глаза на бедность, вопиющее неблагополучие, отсутствие тепла и приличной одежды, голодную и безобразную жизнь миллионов окружающих людей; они жертвуют на благотворительные и церковные нужды для успокоения совести или чтобы избежать налогов; они предоставляют работу бессчётным количествам людей, но платят столь мизерную зарплату, что настоящий комфорт, свободное время, культура и путешествия им недоступны.
      Вышесказанное — страшное обвинение. Однако его можно тысячекратно подтвердить. Оно толкает к революции и питает дух беспокойства. Массы людей во всех странах пробуждаются и поднимаются, брезжит новый день. На пороге война между шкурными денежными интересами и массой человечества, требующей справедливости и правильного разделения мировых богатств.
      Однако есть и такие в капиталистических странах, кто чувствует опасность, угрожающую денежным интересам, и расположен мыслить более широкими и гуманными категориями. Эти люди делятся на две основные группы:
      Во-первых, истинные гуманисты, которые ищут блага для своих собратьев и не желают эксплуатировать массы, выгадывая на нищете других. Они добились положения и власти собственными силами или благодаря унаследованному положению в бизнесе, и не могут избежать ответственности за владение миллионами. Они часто бывают беспомощными из-за действий своих коллег, и руки их связаны существующими правилами игры, ответственностью перед акционерами и пониманием, что, что бы они ни делали — борясь или отказываясь от борьбы, — положение остаётся прежним. Задача невподъём для отдельных лиц. Посему они остаются относительно бессильными. Они честны и справедливы, скромны и добры, просты в обиходе и обладают подлинным чувством ценностей, но не способны сделать ничего значительного.
      Во-вторых, люди достаточно умные, чтобы различать знамения времени; они понимают, что капиталистическая система не может оставаться неизменной перед лицом растущих требований человечества и проступающих духовных ценностей. Поэтому они начинают изменять методы и привлекать к бизнесу своих служащих. Их врождённый эгоизм побуждает к переменам, инстинкт самосохранения определяет их позицию. Между обеими группами есть те, кто не принадлежит ни к одной; они представляют собой благодатную почву для пропаганды со стороны как эгоистичного капиталиста, так и бескорыстного гуманиста.
      Здесь необходимо добавить, что эгоистическое мышление и обособляющую мотивацию, характеризующие капиталистическую систему, можно наблюдать и у мелких, незначительных хозяйчиков: в бакалейной лавке на углу, у сантехника, у галантерейщика, эксплуатирующего своих служащих и надувающего клиентов. Именно со всеобщим духом эгоизма и жаждой власти мы должны бороться. И война послужила чистилищем. Она открыла глаза людям на основную причину войны: отчаянное экономическое положение вследствие эксплуатации планетарных ресурсов международной группой эгоистичных честолюбцев. Сейчас существует возможность изменить положение вещей.
      Рассмотрим теперь противостоящую группу — Труд.
      Могущественная группа, представляющая капиталистическую систему, как национальную, так и международную, и столь же могущественная группа профессиональных союзов с их лидерами противостоят сегодня друг другу. Обе существуют и в национальном, и в международном масштабе. Предстоит увидеть, какая из обеих групп будет в конце концов контролировать планету и не появится ли третья группа практических идеалистов, которая возьмётся за дело. Интересы духовных работников в современном мире не на стороне капиталистов и даже не на стороне труда, каков он в настоящее время; они на стороне человечества.

1947 год, “Проблемы человечества”, с. 70–74


      Борьба рабочих ещё продолжается; они упорно добиваются своего; сокращение рабочего дня и рост заработной платы — вот их постоянные требования, а при отказе они пользуются своим оружием: забастовкой. Забастовка, столь благотворная и полезная на начальном этапе активизации сил труда, теперь сама становится инструментом тирании в руках людей беспринципных и своекорыстных. Профсоюзные лидеры приобрели такую власть, что многие превратились в диктаторов и эксплуатируют массы рабочих, которым раньше служили. К тому же профсоюзы чрезмерно разбогатели, и несчётные миллионы сконцентрированы в больших национальных организациях. Рабочее движение само сейчас стало капиталистическим.
      Труд и профессиональные союзы сделали благородное дело. Труд поднялся на своё должное место в жизни наций, акцент поставлен на достоинстве человека. Человечество быстро объединяется в единое большое составное тело под влиянием Закона Спроса и Предложения, и об этом следует помнить. Судьба расы и право решать национальные и международные вопросы, затрагивающие всё человечество, переходит в руки масс, рабочих классов и людей с улицы. Работа профсоюзов была в действительности великим духовным движением, ведущим к возрождению божественного духа в человеке и выявлению духовных качеств, присущих расе.
      Но не всё благополучно с рабочим движением. Возникает вопрос: а не нужна ли ему хорошая домашняя уборка? С приходом к власти в некоторых странах правительств трудящихся, с ростом демократии и требованием свободы, с возрастанием роли пролетариата в России, с повышением уровня образования расы вполне могут появиться новые, лучшие методы обеспечения Четырёх Свобод и осуществления правильных человеческих отношений. Если понятно, что правильные человеческие отношения должны установиться между нациями, то очевидно, что такие же отношения должны существовать и между капиталом и трудом (ибо обе группы состоят из человеческих существ), а также между конфликтующими друг с другом профессиональными организациями. Труд стал диктатурой, использующей в своих расчётах угрозы, страх и силу. Многие его лидеры — могущественные и честолюбивые люди с глубокой любовью к деньгам и решимостью властвовать. Скудное жилье, мизерная зарплата и отвратительные условия жизни ещё встречаются повсюду, и не всегда вина лежит на работодателе.
      В будущем власть будет в руках масс. Массы продвигаются вперёд, и благодаря их многочисленности, планированию и быстро возрастающей взаимосвязи между рабочими движениями во всём мире ничто не может остановить их прогресс. Главное преимущество труда перед капиталом в том, что он служит бесчисленным миллионам, тогда как капиталист работает для блага немногих. Отстоять норму человечества — вот суть трудового движения...
      ...Возникают некоторые вопросы. Ответив на них, человечество решит свои проблемы; коль они останутся без ответа, человеческая раса придёт к своему концу.

1. Предназначено ли капиталистической системе остаться у власти? Является ли она абсолютно вредной? Разве капиталисты — не человеческие существа?

2. Не превратится ли сам труд — благодаря профсоюзам и возрастающему могуществу своих вождей — в тиранию?

3. Могут ли труд и капитал добиться взаимного согласия или объединиться? Не предстоит ли нам ещё одна война между обеими группами?

4. Каким образом можно применять Закон Спроса и Предложения, чтобы добиться справедливости для всех и изобилия для каждого?

5. Должны ли правительства стран мира применять какую-либо форму тоталитарного контроля, чтобы обеспечивать требования спроса и предложения? Должны ли мы предпринимать законодательные меры для осуществления материальных расчётов и комфорта?

6. Какой стандарт жизни будет — в Новом Веке — важным для человека? Будет ли наша цивилизация чисто материалистической или мир будет ориентирован на духовное?

7. Что нужно делать, чтобы помешать финансовым воротилам вновь объединиться для эксплуатации мира?

8. Что на самом деле лежит в корне современных материальных проблем?

      На последний вопрос можно ответить хорошо известными словами: “Любовь к деньгам — вот корень всякого зла”. Она возвращает нас к фундаментальной слабости человечества — к качеству желания. Деньги суть результат и символ желания.
      Начиная с простой меновой торговли и товарообмена (практикуемого первобытным дикарём) и кончая разветвлённой сложнейшей финансово-экономической структурой современного мира желание всегда было главной движущей силой. Оно толкает к удовлетворению нужд, требует собственности и имущества, материального комфорта, приобретения и накопления вещей, власти и верховенства, которые могут дать только деньги. Желание контролирует человеческое мышление, преобладает в нём; оно является ключевой нотой нашей современной цивилизации; оно — спрут, который медленно душит человеческую жизнь, предприимчивость и порядочность; это жернов на шее человечества.
      Владеть, обладать, конкурировать с другими за то, чтобы быть первым, — такой была ключевая нота среднего человеческого существа: человек против человека, хозяин против хозяина, бизнес против бизнеса, организация против организации, партия против партии, нация против нации, труд против капитала; дело дошло до того, что в наше время проблема мира и счастья ставится в зависимость от мировых ресурсов и обладания ими.
      Превалирующие слова в наших газетах, на нашем радио, во всех наших дискуссиях связаны с финансовой структурой человеческой экономики: биржевой курс, зарплата, национальная задолженность, возмещение долгов, картели и тресты, финансы, налоги — вот слова, которые определяют наше планирование, возбуждают в нас зависть, питают нашу ненависть или неприязнь к другим нациям и настраивают нас друг против друга. Любовь к деньгам — вот корень всякого зла.
      Есть, однако, огромное множество людей, чья жизнь не порабощена любовью к деньгам и которые умеют мыслить более высокими ценностями. В них надежда будущего, хотя индивидуально они подчинены системе, которая в духовном отношении должна умереть. Хотя они не любят деньги, они в них нуждаются и должны их иметь; щупальца делового мира сжимают их; им тоже приходится работать и обеспечивать себя необходимым для жизни; работа, которую они стремятся выполнить для блага человечества, не может быть выполнена без необходимых денежных средств; деятельность церквей материальная, и — после обеспечения её организационного аспекта — мало что остаётся для дела Христа, для простой духовной жизни.

1947 год, “Проблемы человечества”, с. 76–80


      Высвобождение атомной энергии является первым из многих великих освобождений во всех царствах природы; великое освобождение, ещё предстоящее человечеству, приведёт в выражение творческие способности масс, духовные потенции и психические раскрытия, которые докажут и продемонстрируют божественность и бессмертие человека...
      ...Однако пока есть две крайности: богатые и бедные, — люди не исполняют своего высокого назначения.

1947 год, “Проблемы человечества”, с. 82–83


      Безопасности, счастья и мирных отношений желают все. Однако пока великие державы в сотрудничестве с малыми нациями не решат экономической проблемы и не уяснят, что ресурсы земли принадлежат не одной нации, а человечеству в целом, мира не будет. Мировая нефть, полезные ископаемые, пшеница, сахар и зерновые принадлежат всем людям повсеместно. Они важны для ежедневной жизни человека.
      Истинная проблема Организации Объединённых Наций двояка: она включает проблему правильного распределения мировых ресурсов, чтобы освободить людей от нужды, и проблему обеспечения подлинного равенства возможностей и образования для всех людей повсюду. Нации, располагающие богатыми ресурсами — не собственники; они — хранители мировых богатств, берегущие их для всех. Неизбежно наступит время, когда — в интересах мира и безопасности — капиталисты различных наций вынуждены будут это уразуметь и сменить древний принцип жадного загребания (который до сих пор ими руководил) принципом соучастия.
      Было время — сто или больше лет назад — когда справедливое распределение мировых богатств было бы невозможно. Сегодня дело обстоит не так. Существует статистика, производились подсчёты, исследования охватили каждую статью земных ресурсов, и все исследования, подсчёты и статистика опубликованы и доступны обществу. Предержащие власти в каждой стране точно знают, какие продукты питания, полезные ископаемые, нефть и прочие предметы первой необходимости требуются всем и должны справедливо и беспристрастно распределяться между всеми. Но соответствующие нации считают эти предметы потребления “объектами переговоров и торга”. Проблема распределения перестанет быть трудной, как только продукты питания мира станут свободны от политики и капитализма; необходимо следить и за тем, чтобы распределение было рациональным и чтобы средства доставки: по морю, по железной дороге или по воздуху, — соответствовали задаче.
      Однако ничего такого не будет, пока Организация Объединённых Наций не станет оперировать человечеством в целом, а не границами, техническими задачами, страхами, рассуждать о торговой стоимости нефти, например, ближневосточной, или говорить языком недоверия и подозрительности. Россия не доверяет капитализму Соединённых Штатов и — в меньшей степени — капитализму Великобритании; Южная Америка быстро отучается полагаться на Соединённые Штаты из-за их империализма; как у Великобритании, так и у Соединённых Штатов вызывает недоверие Россия, её слова, использование вето и непонимание западного идеализма.
      Всё же необходимо помнить, что есть государственные деятели в Великобритании, Соединённых Штатах и России, пытающиеся работать для простого человека и говорить от его имени в конклавах наций. Пока что эгоистическая оппозиция делает их работу тщетной, и денежные интересы во многих странах сводят на нет их усилия. У России нет денежных интересов, но есть огромные людские и военные ресурсы, которыми она отталкивает капиталистические притязания. Так война и длится, а человек с улицы безнадёжно ждёт решения, которое приведёт к миру — миру, основанному на безопасности и правильных человеческих отношениях.

1947 год, “Проблемы человечества”, с. 174–176


      Многое надо было истребить и многое ещё предстоит истребить, прежде чем нации станут чувствительными к новому видению и смогут осознать нужду друг в друге. Интересно проследить, как представление о распорядительной благодетельной власти тех, кто работает с идеями и через идеи, материализовалось — за последние годы — на физическом плане в виде диктатуры пролетариата, рабочих нации, в России. Было ниспровергнуто правление, контроль аристократии, буржуазии и интеллигенции, были прославлены работа и рабочие, были выставлены из страны (убиты или изгнаны) некоторые из её лучших представителей. Однако несмотря на все ошибки, жестокости и отъявленный материализм в основе стоят великие идеалы: удовлетворение потребностей всех, красота взаимного служения и божественность конструктивной работы.

1936 год, “Эзотерическая психология”, т. 1, с. 174


      Инициаторы различных национальных движений подчас не сознают импульсов, побуждающих их к действию, не способны объяснить идеалы, к которым они стремятся, видя лишь человеческие амбиции и жажду власти. Тем не менее, сами того не зная, они, в действительности, воспринимают великие идеи, что забрасываются в их умы Умами за сценой. Они отзываются на идеи всеобщего блага, равенства всех людей, сверхчеловека, одинаковых для всех условий торговли, справедливого распределения богатств, но — и это важно — поскольку не акцентирован внутренний синтез усилий, поскольку отсутствует общее представление об источнике великих концепций, о внутреннем Братстве, ведущем человечество к Братству внешнему, эти великие принципы большей частью искажаются и задействуются эгоистически, для себя. Огни классовой ненависти, расовых антагонизмов и национального чванства полыхают вовсю.

1936 год, “Эзотерическая психология”, т. 1, с. 175


      Человечество в целом — независимо от местожительства, цвета кожи или вероисповедания людей — громко требует мира, справедливости и чувства безопасности. Правильное использование денег и уяснение многими своей финансовой ответственности (ответственности, вытекающей из духовных ценностей) могли бы быстро их дать. Но кроме как у немногих великих дальновидных филантропов и горстки просветлённых государственных деятелей, церковников и педагогов чувства финансовой ответственности нет ни у кого.
      Сейчас пришло время, когда деньги должны оцениваться по-иному и распределяться по новым каналам. Должен превалировать голос народа, но это должен быть народ, воспитанный на истинных ценностях, на правильной культуре и необходимости правильных человеческих отношений. Потому дело, по сути, за должным воспитанием и правильным обучением тому, как стать гражданином мира — чего ещё нет. Кто может взяться за такое обучение? Россия охотно бы привила миру идеалы коммунизма и собрала все деньги в мире в казну пролетариата, в конце концов создав величайшую капиталистическую систему, какой мир ещё не видел. Великобритания охотно бы обучила мир британской концепции справедливости, честности и мировой торговли, и сделала бы это эффективней любой другой нации благодаря своему обширному опыту, но при этом никогда не забывая поживиться. Соединённые Штаты тоже охотно бы навязали миру американскую модель демократии, используя для этого свои гигантские капиталы и ресурсы и собирая в свои банки финансовые результаты своих всеобъемлющих финансовых операций, надёжно их защищая угрозой атомной бомбы и помахивая бронированным кулаком над остальным миром. Франция будет держать Европу в напряжении, силясь восстановить потерянный престиж и поживиться всем, чем можно, от победы остальных союзных наций. Так история и тянется: каждая нация борется за себя, и все судят друг о друге по ресурсам и финансам. А тем временем человечество умирает от голода, остаётся необразованным, воспитывается на ложных ценностях и неправильном использовании денег. Пока такое положение дел не начнёт исправляться, возвращение Христа невозможно.

Июнь 1947 года, “Экстернализация Иерархии”, с. 626–627


      Только из-за человеческого эгоизма (в наши дни быстрого транспорта) тысячи людей умирают с голоду, в то время как пища гниёт и портится; только из-за сделанных человеком жадных схем и финансовой несправедливости ресурсы планеты не универсально доступны под руководством некоторой мудрой системы распределения. Не существует законного оправдания недостатка предметов первой необходимости для жизни в любой части мира. Такое состояние недостатка вызывает близорукая политика и блокирование свободной циркуляции предметов первой необходимости по той или иной причине. Все эти скверные условия основаны на каком-то национальном или расовом эгоизме и на неудаче осуществить какую-либо мудрую справедливую схему для обеспечения человеческой нужды по всему миру.

Апрель 1940 года, “Экстернализация Иерархии”, с. 196


      Наш период — это просто период, в котором человеческий эгоизм подошёл к своей высшей точке и должен или разрушить человечество или должен быть разумно приведён к концу.
      Три вещи положат конец этому условию громадной роскоши и чрезмерной бедности, переедания немногих и голодания многих, плюс централизации мирового производства под контролем маленькой кучки людей в каждом государстве. Они следующие: во-первых, признание того, что существует достаточно еды, топлива, нефти и минералов в мире для того, чтобы ответить на нужду всего населения в целом. Поэтому проблема является по существу проблемой распределения. Во-вторых, эта предпосылка адекватного снабжения, управляемого благодаря правильному распределению, должна быть принята, и снабжение, которое осуществляется для здоровья, безопасности и счастья рода человеческого, должно быть сделано доступным. Третье то, что экономическая проблема в целом, установление необходимых правил и распределяющих органов должны управляться экономической лигой наций. В этой лиге все нации будут иметь своё место; они будут знать свои национальные требования (основанные на населении и внутренних ресурсах, и т.д. ) и также будут знать то, что они могут внести в семью наций; всё будет оживлено волей к общему благу — волей–к–добру, которая будет вероятно прежде всего основана на целесообразности и национальной нужде, но которая будет конструктивной в своём осуществлении.
      Определённые факты очевидны. Старый порядок потерпел неудачу. Ресурсы мира попали в руки эгоистов, и не существовало справедливого распределения. Некоторые нации имели слишком много и эксплуатировали свой излишек; другие нации имели слишком мало, и их национальной жизни и финансовой ситуации был посредством этого нанесён вред. К окончанию этой войны все нации столкнутся с финансовыми трудностями. Все нации будут требовать восстановления; все должны будут активно уделить внимание урегулированию будущей экономической жизни планеты и её установлению на прочных основах.
      Этот период урегулирования предоставляет возможность для эффективных крутых и глубоко необходимых изменений и возможность установить новый экономический порядок, основанный на вкладе каждой нации в общее целое, на участии в фундаментальных нуждах жизни и на мудром объединении всех источников для пользы каждого, плюс на мудрой системе распределения. Такой план осуществим.
      Решение, предложенное здесь, настолько просто, что по этой причине оно может потерпеть неудачу в вызове призыва. Качество, требуемое теми, кто затевает это изменение экономического фокуса, также настолько просто — воля–к–добру — что вновь его могут не заметить, но без простоты и доброй воли мало что можно сделать после мировой войны. Большая необходимость будет состоять в людях видения, мудрого сочувствия, технического знания и космополитического интереса. Они также должны обладать доверием людей. Они должны встретиться вместе и заложить правила, посредством которых мир может адекватно снабжаться; они должны определить природу и степень вклада, который любая нация должна сделать; они должны установить природу и степень снабжения, которое должно быть дано любой нации, и так осуществить те условия, которые будут справедливо осуществлять циркулирование мировых ресурсов и разработать также предупредительные меры, которые устранят человеческий эгоизм и жадность...
      ...Новая эра простоты должна наступить. Новый мировой порядок установит эту простую жизнь, основанную на адекватной пище, правильном мышлении, творческой активности и счастье. Эти неотъемлемые части возможны только при правильном экономическом правлении. Это упрощение и это мудрое распределение мировых ресурсов должны охватить высших и низших, богатых и бедных, так служа всем людям одинаково.

Апрель 1940 года, “Экстернализация Иерархии”, с. 197–198
















Hosted by uCoz