Вернуться к содержанию
О ПРОДОЛЖЕНИИ РЕВОЛЮЦИИ (письмо в “Советскую Россию”) Александр Старченко Написать эту статью меня побудило возмущение тем спектром публикаций, которым постоянно ограничивается редакция вашей газеты, а также анализ ситуации в стране за последние годы. Статьи и публикации на злободневные темы, отклик и комментарии на происходящее в политике, экономике, социальной сфере, — все это очень важная, можно сказать обязательная для вас работа. Это ваш долг. Но вы же не показываете пути выхода из той катастрофической ситуации, которая сейчас сложилась в России и мире после разрушения системы социализма. Вы даже не задумываетесь над тем, что причины кризиса проигнорированы, что, разбираясь в следствиях и упорно умалчивая изначальную цель коммунистического движения, вы этим самым соглашаетесь с тем, что происходит. Вы узакониваете капитализм как систему, ориентирующую человека на материальное благополучие, прикрывая эту его основную направляющую сводами морально-нравственных норм, которые присущи были жизни при социализме. Коммунисты, добиваясь возвращения советских условий, ставя акцент на так называемых “завоеваниях социализма”, то есть на социальных гарантиях для граждан, обречены на неудачу. В статье я постараюсь аргументировано показать нелогичность происходящего сейчас в патриотическом вообще, и в коммунистическом движении в частности. Не секрет, что на президентских выборах 1996 года огромное количество людей в нашей стране голосовали против возвращения в старое, против представителя компартии. Это факт. Миллионы голосовали сознательно против. И это преимущественно не преуспевающие дельцы, не обслуживающие их слои общества, — это те же самые рабочие, служащие, инженеры, то есть рядовые граждане, которые испытывают те же трудности сейчас, что и все остальные. Обратите внимание, что любой здравомыслящий искренний человек не откажет в признании коммунистов ставящими более высокие цели для человечества, чем любые демократы, идеалы коммунизма высоконравственными, духовными, содержащими в основе моральные ценности, но скорее всего откажет им на выборах. Даже радикальные либералы, которые являются яростными противниками коммунистов, говорят, что декларируемые цели коммунистов хороши, но идеалистичны, не осуществимы, что человеческая природа такова, что требует совсем других условий. Основной конфликт в СССР в последние годы его существования заключался в том, что условия нашего государства: политические, экономические, общественные — оказались неадекватно жесткими, рамочными, ограничивающими возможности человека по отношению к тем ценностям, которые победили в итоге в людях: социальный комфорт, материальное благополучие, деньги. Отсюда провозглашение несвободы нашего общества, затребованное изменение в самом государственном строе. Вся слабость и неоднозначность позиции коммунистов заключается в том, что провозгласив изначально целью воспитание на Земле нового человека, “гармонично развитого духовного человека”, сориентировав все государственное устройство на эту цель, опираясь в подходах ко всему на появление “этого человека”, коммунисты
И сейчас коммунисты даже не поставили себе вопрос о том, что выгода предлагаемого ими социализма неконкурентоспособна с выгодой возможностей, которые предлагает капитализм, — в плоскости тех реальных целей, которые, в общем, объединяют коммунистов и буржуазию — материальных благ. Безусловно, преимущество коммунистов — в опыте советского периода, в опыте человеческого общежития, при котором осуществляются совершенно новые взаимоотношения людей, — основанные не на вышибании друг из друга прибылей в виде денег, не на отношении друг к другу как объектам своего бизнеса, а на реальном братстве, справедливости и духовности. Именно это, плюс экономико-социальные гарантии, при которых люди освобождены от необходимости непрерывно биться за выживание, дает преимущество коммунистам в отношении к ним людей. Но вместе с тем предлагается контроль за всеми видами деятельности граждан со стороны государства, отсутствие частной собственности и возможности предпринимательства, известная цензура СМИ и вообще вмешательство государства, которое олицетворяет партия, в жизнь людей. Все это жесткие меры, ограничивающие человека, и в современных условиях это не может не вызвать протеста и сопротивления со стороны значительной части общества. Это вмешательство в жизнь людей кажется необоснованным с точки зрения “общечеловеческих ценностей”. В таких условиях КПСС была вынуждена подстраиваться под настроения людей, вместо того, чтобы попытаться понять логику происходящего. Часть партии пошла за требованиями значительной массы населения СССР, и стала проводить демократические, буржуазные преобразования. Другая часть пошла на усиление этой жесткости, что и вылилось в открытую форму конфликта. Они остались верными партии, но до сих пор не сделав каких-либо выводов, они не смогут продлить то, что развивалось 70 лет. И они либо превратятся в социал-демократов: с учетом всех видов собственности, так называемой многоукладной экономикой, либо, возглавив революционные события и, придя к власти, получат рано или поздно тот же самый конфликт. Ведь требования людей логичны, тогда как действия коммунистов сейчас не логичны.
Проиллюстрирую историю этого конфликта. Накануне Октябрьской революции Ленин пишет одну из важнейших своих работ: “Государство и революция”. Обосновывая необходимость вооруженного взятия власти в руки восставшим народом и неизбежность, особенно в первое время, диктатуры пролетариата, он вкратце рассматривает процесс переходного периода от старой системы, капитализма, к совершенно новой, неизвестной доселе, коммунистической. Был показан механизм, то есть некоторый план действий, основанный на вполне определенных предпосылках. Так как все население страны выросло в условиях капитализма, при котором частная собственность являлась неотъемлемой частью жизни, возникали трудности в воспитании людей к новым условиям. Деньги являются самым мощным и определяющим фактором для выживания людей на земле; возможность их зарабатывать, копить, иметь целью и строить вокруг нее свою жизнь — испокон веков законное и логичное право. Это продиктовано необходимостью продлить свою жизнь и жизнь своих детей. Эгоизм человека здесь логичен. В капиталистической системе законность этого эгоизма — святая и неприкосновенная, можно сказать, движущая сила деятельности людей. Основа основ. Это закономерный итог развития человека от животной стадии. Логика подсказывает, что по мере развития человечества этот закон всегда лежал в основании всех общественных преобразований, менялись лишь правила его реализации. И никто не имел права осудить человека в его стремлении заработать любой ценой.
Тем не менее, надо отметить, что все войны, все преступления, все страдания человечества были обусловлены эгоизмом человека в стремлении обогатиться, в его обособленности. Тысячелетия мир утопал в крови и мраке невежества, люди были вынуждены “потом и кровью” добывать пропитание. Это происходит и теперь. В странах капитализма люди вынуждены находиться в рабстве непрерывного бизнеса, то есть непрерывного посвящения себя процессу зарабатывания денег, что они называют “интенсивной жизнью”.
Коммунистическое общество предполагалось на совершенно другой основе. Отсутствие частной собственности, запрещение религий как “рассадника обскурантизма и невежества”, которые благословляют и оправдывают капиталистический мир, то есть власть денег над любой более высокой ценностью, провозглашение истинного равенства между людьми, основанного на сотрудничестве во имя высоких целей — все это были совершенно новые условия, условия для отрыва людей от врожденного образа жизни. Реализация новых начинаний, по мнению Ленина, неизбежно требовала в переходный период, социализм, диктатуры пролетариата. И успех этого исторического перехода напрямую зависел от повышения уровня сознания людей, появления новых поколений, выросших в этих условиях, когда они бы поняли выгоду для себя всех предложенных ограничений, в обмен на совершенно другие возможности. По мере роста сознания и понимания людьми этих возможностей необходимость диктатуры сходила бы на нет, потому что людям выгодно было бы не поворачивать назад, к эгоизму, разделению, власти денег, “закону джунглей”. Людей необходимо было вырвать из невежества, из ограничения заботой о себе, из тисков рабства материи, предоставив возможность развития, свободу развития. Можно сказать, что большевики насильно развивали людей, насаждали высокие ценности, показывали людям новое во взаимоотношении людей. Безусловно, что в основе всей их деятельности лежали глубоко духовные мотивы, вся их жизнь, все служение проникнуты желанием изменения мира в сторону духовного просветления. То, что сейчас предлагают коммунисты — это потрясающее понижение идей, которыми были движимы основатели коммунистического движения. Никогда целью большевиков не было материальное благополучие всех людей, чем сейчас ограничены коммунисты. Для основателей — это было само собой разумеющееся условие для главного — освобождения человека от рабства “тьмы и невежества”. Сейчас коммунисты в своей цели совершенно сходятся со всеми партиями и движениями, имеющими целью своих усилий капитализм. Если цель — материальное благополучие, то при чем здесь отсутствие частной собственности и равное распределение? При чем здесь диктатура государства и ограничение возможностей людей проявлять свои способности в зарабатывании денег и удовлетворении этим своих потребностей, которые у всех людей могут быть разные и неограниченные? Капитализм гораздо лучше удовлетворит широту материальных запросов человека, а нравственность — понятие растяжимое и условное. У каждого класса свое понятие нравственности. Ограничивать человека в деньгах тоже безнравственно.
Основатели коммунистического движения, желая изменить мир, в своем поиске во всех сферах достижения науки своего времени этой возможности, естественно вышли на экономическую теорию, сформулированную Марксом. Предложенные экономические и политические условия нового строя являлись наиболее подходящей моделью. Это были условия, позволяющие каждому человеку быть по настоящему свободным, иметь возможность развивать свои таланты и гении, основывать на них свою жизнь, а не на необходимости зарабатывать хлеб. Освобождение времени позволяло бы всем иметь возможность заниматься творчеством. Потребность в этом становилась бы все больше. Таким образом, новое коммунистическое государство призвано было, за счет общественного устройства, стимулировать людей к совершенствованию. Но развитие должно быть по настоящему выгодно. Выгодно не денежно, но так же тотально, как и выгода денег. Естественно, что в стране были разные люди. Если для неразвитого выгода развития выражалась бы денежно, то по мере повышения сознания, понимания преимуществ более высоких состояний роль денег становилась бы все более номинальной. Таким образом, в новом обществе был заложен механизм перехода ориентации человека на более высокую ценностную шкалу. Но эти новые ценности должны быть так же, как и банк денег, объективны и реальны. Иначе деньги все равно победят.
Следовательно, Ленин, закладывая фундамент нового общества, лишающего частной собственности, религии, публичных домов, и путем диктатуры государства насаждая высокие ценности, обосновывался надеждой на то, что в таких условиях в течении неопределенного времени появится у людей стимул, который уравновесит присущий человеку эгоизм материального накопления. Без этого само преобразование теряет смысл. Должно быть что-то, что по силе и выгоде заменит желание человека “собирать под себя”.
Но получилось так, что появившийся в итоге десятилетий СССР совершенно уникальный человек на Земле — советский, не получил подтверждения своей уникальности, не получил подтверждения реальной выгоды своего развития. Воспитанные гении, таланты, создающие шедевры во всех областях искусства, науки, естественно, захотели иметь за свои творения выгоду, выраженную в деньгах. Отсюда конфликт.
Как известно, все люди на Земле находятся на разном уровне развития, что демонстрирует и сама история развития человечества. Человек с самым неразвитым сознанием может желать только материальных благ и удовлетворений, связанных с ними. Потребности такого человека ограничены примитивными параметрами. Этому этапу развития человека соответствует феодальный строй, где и рабы и рабовладельцы соответствуют по уровню развития этим взаимоотношениям. На желании материального человечество развивалось, желания утончались, что привело к периоду развития индивидуальности, развитию личности, то есть эмоциональной и интеллектуальной составляющей человека. Потребность удовлетворения этих запросов привела к развитию искусства, науки, обеспечить доступ к которым все возрастающему количеству людей не могла феодальная система. Буржуазные революции дали возможность каждому человеку, имеющему деньги, развиваться, касаться искусства и наук. Вместе с тем, капиталистические отношения явились именно той формой общественного устройства, которая мощно стимулировала продолжение развития личности человека, что соответствовало и этапу, актуальному для него. В основе этого развития, движущей силой его, лежал эгоизм, более утонченный, чем прежде. Деньги позволяли лучше жить, продвигаться из сословия в сословие и иметь гарантию и устойчивость. Выживал сильнейший, что и стимулировало развитие производства, науки и искусства. Но в этих условиях значительная часть людей оказывалась вынужденной проигрывать в борьбе за выживание. А не имея денег не можешь и развиваться.
В человеческой истории всегда были люди, которые по общему признанию далеко опережали своих современников по уровню развития. Их называли гениями, пророками, Сынами Божьими, философами. Они нуждались в изменении мира, видя его несовершенство и страдания, и ощущая возможности человека. Демонстрируя своей жизнью эти возможности, они предсказывали будущее человечества, потенциально заложенное в нем, называя эту общность людей “Идеальным государством”, “Царством Божьим на Земле”. Их появлялось все больше, и все большее количество людей было восприимчиво к идеям всеобщего братства, справедливости. Декабристы, народовольцы, большевики посвящали свои жизни борьбе именно за равенство людей в их возможности развития. За свободу каждого, но свободу в рамках общего братства. Не ту свободу, что свято почитается в капитализме. Там — свобода разрешения друг друга использовать для бизнеса, вышибать друг из друга прибыль. В капитализме свобода, основанная на эгоизме. Там общий договор о таком разрешении. Свобода нового общества основана на договоре о таком сотрудничестве людей, при котором каждый, вкладывая в общую сумму, обеспечивал бы и себе и другим тот минимум всего необходимого, который позволял бы свободно заниматься более высокой деятельностью, а не сражаться за выживание. Это очень похоже на монастырь, где монахи, занимаясь стяжанием Духа Святого, имеют общие грядки и хозяйство, которые не есть их цель, а сам монастырь — это договор, где условия позволяют не отвлекаться на быт. Монахи свободны от него. Эти условия оправданы. Святой Дух — это то, что уравновешивает для монаха отсутствие у него собственности и всяческие ограничения. Но эти ограничения сознательны и добровольны. Святой Дух должен быть реальным приобретением, доказанным, выгодным. Я имею ввиду не веру в Святой Дух, а непосредственную практику Его накопления, что демонстрировали такие продвинутые монахи как Серафим Саровский. Монахи шли в монастырь, нуждаясь в условиях, необходимых для развития Души и Духа.
Можно сказать, что люди, различаясь по уровню развития, нуждаются в разных условиях. Самые неразвитые развиваются на желании денег. Так и нужно относиться к бизнесменам, которые выставляют себя почему-то передовыми людьми общества. Люди эмоционального уровня для развития нуждаются в эмоциях; они никогда не будут акцентировано заниматься деньгами, но будут строить свою жизнь вокруг того, что дает эмоциональное насыщение. Иначе они деградируют. Они пойдут в искусство. Люди интеллектуального уровня сознания эволюционируют в мыслительной деятельности, они хотят и нуждаются в постоянстве этого процесса. Естественно, что они будут строить свою жизнь вокруг того, что дает это насыщение. Деньги и эмоции нужны им постольку, поскольку это необходимо для основного рода занятий. Этими тремя был ограничен капитализм как форма общественных отношений, причем в основании лежит принцип денег, как управляющий возможностями всех этих людей. Только деньги дают возможность заниматься искусством, наукой, вообще культурой и развитием. Именно поэтому капитализм так мощно способствовал развитию человечества в техническом, культурном, научном смысле. Потому что люди рвались к возможности развиваться, — что давали деньги, а деньги давали за новые разработки, внедренные открытия, произведения искусства. Но время капитализма, как двигателя человеческого развития прошло. Уровень техногенной цивилизации вырос настолько, что конкуренция вынуждает людей заниматься узко профессиональным образованием, заботиться о соответствии спросу, а не развивать и повышать что-то ради него самого. И видно, что сейчас на Западе ничего не развивается кроме технических совершенствований: ни искусство, ни культура, ни литература, ни музыка, ни философия, то есть то, что повышает человека до уровня, который мы называем Душой, Совестью, Вдохновением. У них все в прошлом. Капитализм — мир мертвых, технически совершенных форм.
Монахи шли в монастырь, нуждаясь в условиях, необходимых для развития Души. Они искали отстранения от мира, где деньги играют ключевую роль, где борьба за выживание не позволит им заниматься тонким строительством. Развитие этой природы человека впервые выходило за рамки социального спроса. Поэтому монахи, в принципе, выходили из государства, отделялись от него. Душа и Дух — та реальность, которая противоречит закону капитализма, поэтому люди этого уровня сознания объединялись в сообщества, где условия соответствовали закону развития этой природы. Со временем таких людей становилось все больше. Это явилось предпосылкой возможности и исторической неизбежности появления государства, условия которого кардинально отличались от капиталистических. Впервые в истории человечества в массовом масштабе взаимоотношения людей строились на принципиально другой основе.
Опыт 70 лет Советского Союза показал, что основоположники Коммунизма были правы. Они нуждались в коммунистических условиях так же, как вышеперечисленные категории людей в своих условиях. Безусловно, что это уровень сознания очень высокий, он надинтеллектуален. Принято называть такое состояние сознания Душой или Духом. Эти категории имеют свои качества и вполне определенные свойства. Каждый советский человек, проживший в этих уникальных в истории человечества условиях, имеет, по крайней мере, представление об них. Большинство же имело переживание высоких состояний сознания в разных проявлениях, что, хочу это отметить, в массовом масштабе характерно только для стран социализма. Только здесь человек с детства окружен самыми высокими идеалами и людьми, переживающими свободу, новые человеческие отношения взаимопомощи, дух Доброй Воли, наднационализм — интернационализм, что тоже уникально в истории. С детства человека ставят в условия свободного выбора развития своих талантов и предрасположенностей, причем не для получения в будущем материальной выгоды от этого, а ради самого человека, ради приобщения его к прекрасному, ради его развития. Его ограждают от культов наживы, порока, культа силы и эгоизма. Наше высшее образование уникально в мире тем, что оно не узко профессионально, а очень широкое, выходящее за рамки специальности. Гарантия защиты государства предоставляет возможность человеку выбирать не денежную работу, а интересную, творческую, менять ее в поиске познания себя. Самый читающий народ в мире — это не национальная черта, а результат воспитания в социалистических условиях. В этих условиях появились совершенно удивительные, высокие Советские искусство, музыка, литература. Нам еще только предстоит понять по-настоящему это явление в истории человечества.
Советская история продемонстрировала новые отношения между мужчиной и женщиной. Весь период этих 70 лет был культ, религия высокой Любви, единственности в паре, культ творческой пары, что является возможным только в условиях Советского, где не деньги, не эгоизм обособленного выживания обуславливает отношения между мужчиной и женщиной. Это тоже Духовные переживания. Весь советский кинематограф построен на идеале высоких муже-женских отношений. Еще Энгельс отмечал, что буржуазность не исчезнет, если не разрушить ячейку буржуазного общества — буржуазную семью. В отличие от капиталистических стран, в СССР движущей силой в обществе были не деньги, а образованность. Ценился не счет в банке, а развитие человека, его интересность. Люди воспитывались на идеале подвига, жертвенности, самоотверженности. Только в СССР люди нуждались во вдохновенном труде. Вдохновение заменяло деньги. Только у нас люди не могли жить без высокого смысла, без служения высокому идеалу. Одним словом, ценности в СССР были расположены иерархически правильно: самое высокое, развитое, было иерархически выше, чем менее высокое. Также уникальным достижением Советского была высокая коллегиальная дружба, когда как на Западе официальная философия — индивидуализм и прагматизм. Естественно, что я рассматриваю это в принципе, как общую возможность, как систему.
Все это повышало сознание людей, делало их восприимчивыми к высокому, нуждающимися в высоких переживаниях. Люди настолько ценили эти развитые свои начала, что отдавали жизни свои за них. Предать Совесть на войне, в критической ситуации, за сохранение жизни, за деньги соглашались немногие. Предать Любовь, предать Творческий интерес за плотское наслаждение, за денежную работу соглашались ничтожества. Эти высокие состояния испытывались как самое ценное, как реальные составляющие человека начала. Потеряв их, человек терял самое главное, поэтому за них шли на все, вплоть до смерти.
Опыт духовных переживаний у советских людей имелся, но реальность высокой психики человека не признавалась. Поэтому цель всех усилий, ограничений, воспитаний, лозунгов оказалась нереальной, несуществующей. Творческое состояние, Совесть, высокая Любовь, переживание справедливости, высшая Воля, позволяющая переносить невозможное ради идеи, достоинство советского человека — все это не имело выгоды, не имело реальности. Реальной ценностью оставались деньги. Сколько усилий надо приложить, чтобы получить хорошее образование — и человек с этого имеет багаж знаний, которые он может продать. Это накопление реально, выраженное в способности мыслить. Насколько больше надо трудиться, чтобы воспитать высокодуховного человека. Это самое трудное достижение на Земле, из всего, — и оно оказывается ничем, распыляется вместе с плотью. Самые тупые и неразвитые люди, умеющие считать деньги, обманывать и воровать, наживаться махинациями пришли к власти потому, что захватили главное, — деньги. И они правят. Они смеются над приобретением в Советском, называя его комплексами, неполноценностью, глупостью, неразвитостью. “Совок” — презрительно называют они совершенно уникальное явление на Земле, — нового, гармонически развитого духовного человека. Обиднее всего, что эти люди и сами считают себя ущербными, отсталыми, “неспособными приспособится”. А все оттого, что коммунисты не позаботились о научном подходе к своей основной цели. Имея целью духовного человека, не дать Духу — реальности! Между тем, имеются опубликованные знания о составе человека, о системе тонких психических, но вполне материальных начал, или принципов его. Эти знания основательны, универсальны, включают в себя все, накопленное за тысячелетия истории человечества. Имеются носители этих знаний. В первые годы советской власти через Рерихов были переданы приветствие и послания от Учителей Мудрости к Ленину и советскому правительству. Они опубликованы. В них поддержка столь эволютивным начинаниям коммунистов (отмена частной собственности, закрытие публичных домов, запрещение религий как “рассадника обскурантизма и невежества”) и возможность сотрудничества. Знания составляют теоретическую основу и методологию проверки и наработки заложенных потенциальных возможностей человека. Так как тонкие психические начала человека, известные как Совесть, Душа, Дух предполагаются именно материальными, с возможность их распознавать, нарабатывать, то это, естественно, означает способность аккумулировать высшие состояния, качества, то есть накапливать богатство советского человека, сохранять вложения. Это и есть выгода, симметричная, уравновешивающая выгоду денег, такая же мощная и объективная. Разница людей в талантах, возможностях, способностях, несмотря на генность, одинаковость условий роста, дает возможность предположить фактор наличия за каждым человеком разного багажа накопленного, с которым он рождается. Знания содержат в себе и механизм прохождения человеком посмертия и рождения вновь. Человек должен знать выгоду своего приобретения в Советском. Тогда он будет относиться по другому и к наличию ограничений. Но знать конкретно, научно, с возможностью проверить. Видеть перспективу.
Обратите внимание, что религии: христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм являются неотъемлемой частью буржуазного мира. Буржуазность принимает религию, защищает ее, активно использует. Казалось бы нелогично — тотально служа принципу “мамоны”, они признают и веру в Бога. Но дело в том, что религия не дает реального доказательства существования мира Душ и Духа, не предоставляют свидетельств, то есть ограничивается верой в тонкие тела человека, не дает точного знания и методик. Между тем, она благословляет капитализм, то есть материальную наживу, бизнес, банки, то есть по сути власть денег в мире, царствие их над людьми. Религия объясняет это слабостью, изначальной грешностью человека, которая есть основная его природа, искуплением всей низости его загодя одним существом, Сыном Божьим. Также тем, что якобы сам Бог благословляет человека на благополучие, на денежную наживу. Человека вводят в заблуждение, что Бог сам по себе, а мамона сама по себе, что это забота самого Бога помочь, спасти, простить и успокоить человека в этом основополагающем законе, капитализме. Существует, правда, институт монашества во всех религиях, но, во-первых: там тоже нет реального знания и распознавания состояний человека, науки о его составе; а во-вторых: в этом случае главные, определяющие земные сюжеты, то есть наиболее естественные проявления человека на Земле, социальные отношения между людьми, институты власти, оставляются и отдаются “на откуп” тем же силам материализма, мамоне. Значит религии ни в коем случае не помощники коммунистам сейчас в избавлении мира от капиталистической катастрофы. Заигрывание коммунистов с Православием отдает национализмом. Заметьте, что в Советском Союзе условия были очень похожи на большой монастырь — равное распределение, все люди братья, отсутствие стяжательства, наживы, невероятно высокая духовность, деньги не властвуют. Причем одухотворяются самые плотные и “греховные” с религиозной точки зрения сюжеты — семья, труд, политика. Это очень похоже на “Царствие Божие”, которого якобы ждут религии, — а Православие и другие конфессии ненавидят Советское время. А сейчас установилась власть мамоны, растление, миллионы в нищете и мраке, о духовности и сказать нечего, а церкви расцвели и распухли. На ворованные и кровавые деньги понастроили храмы в золоте, а люди погружаются в невежество, в духовную и физическую нищету. С религией коммунистам не по пути.
Религии, в силу своей условности божественного, неконкретности духовного, снимают ответственность с человека за его отношение к своей жизни и миру. Учителя Мудрости в начале века назвали религии “самым большим злом на Земле”. Религия — служительница буржуазности. Следует отметить, что при отсутствии точной науки о тонких телах человека, распознавания состояний сознания, ортодоксы сами оказываются в состоянии Бога. Критерием определения явления или человека в этом случае будет субъективное мнение церковника. Отсюда, кстати, и инквизиции, и благословение мамоны. Коммунисты, оставаясь на старых позициях, рискуют сами оказаться в положении ортодоксов, с закристаллизовавшейся мертвой идеологией, и стать реакционными к новому необходимому этапу развития коммунистической идеи.
Одним словом, необходимо выходить на поиск и исследования в области тонких психических состояний человека. Религии давали мистический опыт переживания этих состояний, Советский опыт дал возможность непосредственного переживания Духа во всех сферах жизнедеятельности. Книги, данные Учителями Мудрости через Е.П.Блаватскую, содержат теоретическую основу знаний о всех природах человека. Ею создано Теософское движение как основа всемирного братства человечества, содержащее те же принципы что и коммунистическое движение. Книги, данные через А.А.Бейли, несут продолжение откровений, уже методологического типа. Соединение Советских условий со знаниями о реальных Духовных возможностях человека является логическим продолжением 70 лет опыта строительства Коммунизма. Другого выхода нет.